Летняя школа – 2017 г.

Лозунг «Объединение и взаимодействие»

Тема «Работа с семьей в сложном социальном контексте»

Форма проведения очно-заочная. Летняя школа для социальных педагогов и педагогов-психологов Московской области с 20 по 29 июня 2017г.  на базе ГСГУ

 Целевая аудитория: социальные педагоги, педагоги-психологи Московской области.

Занятия проводят

Штылева Любовь Васильевна - сотрудник  лаборатории содержания и технологий социально-педагогической деятельности с детьми и семьей вашего института  к.п.н. Тема «Гендерная  педагогика».

Клейберг Юрий Владимирович – доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор МГОУ. Член АСПП.  Тема «Девиантологии».

Белоус Елена Николаевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического образования ГСГУ. Ответственный секретарь АСПП. Тема «Особенности психологического консультирования семей»

Шустова Наталья Евгеньевна – кандидат социологических наук, декан социально-гуманитарного факультета  Саратовского ГУ им. Н.Г. Чернышевского (Балашовский институт). Тема «Прокрастинация  в жизни человека».

 Ерофеева Мария Александровна – доктор педагогических наук, заведующая кафедрой социальной педагогики ГСГУ. Президент АСПП. Тема «Формирование социального иммунитета»

 

Основные технологии и подходы в работе школы:

Лекции

Проблемная лекция. Преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала - создает проблемные ситуации и вовлекает слушателей  в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний. 

Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух преподавателей, читающих лекцию по- одной и той же теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией. В диалоге преподавателей и аудитории осуществляется постановка проблемы и анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений. 

Лекция-визуализация. В данном типе лекции передача преподавателем информации - слушателям сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм и т. п. с помощью ТСО (слайды, видеозапись, дисплеи, интерактивная доска и т. д.).

 Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые слушатели - должны отвечать непосредственно в ходе лекции.

 

Лекция-дискуссия.  В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы слушателей на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Дискуссия – это взаимодействие преподавателя и слушателей, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых слушателей. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.

Лекция с разбором конкретных ситуаций.  Данная лекция по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения. Слушатели анализируют и обсуждают эти микроситуации, обсуждают их сообща, всей аудиторией. Преподаватель старается активизировать участие в обсуждении отдельными вопросами, обращенными к отдельным слушателям, представляет различные мнения, чтобы развить дискуссию, стремясь направить ее в нужное направление. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но убедительно подводит слушателей к коллективному выводу или обобщению.

Видео-лекции Лекция преподавателя записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Такие дополнения не только обогащают содержание лекции, но и делают ее изложение более живым и привлекательным для слушателей. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.

СЕМИНАРЫ в форме или с использованием следующих технологий:

Дидактические игры

Метафорические игры

Игры-симуляции

Кейс-метод

Проектная технология 

Презентации и самопрезентации

Тренинги

Вебинары

Семинар-взаимообучение.

Модерация

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ

Выполнение проектов: работа по проектам, предложенным преподавателем (использование всего комплекса возможностей телекоммуникационных сетей: поиск информации, диалог в сети, создание web-страниц и web- квестов); разработка и проведение собственных проектов.

Веб-квест - специальным образом организованный вид самостоятельной исследовательской деятельности, для выполнения которой слушатели осуществляют поиск информации в сети Интернет по указанным адресам. Формы: - создание базы данных по проблеме; - создание микромира, передвижение в котором осуществляется при помощи гиперссылок; - написание интерактивной истории; - создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающего слушателя согласиться или не согласиться с мнением авторов; - интервью on-line с виртуальным персонажем (ответы и вопросы разрабатываются слушателями, глубоко изучившими данную личность). Основные составляющие : . Введение (задается исходная ситуация веб-квеста, ставится цель и обозначаются сроки выполнения). 2. Задание, соответствующее степени автономности и самостоятельности слушателя 3. Набор ссылок на ресурсы сети Интернет, необходимые для выполнения задания. 4. Описание процесса выполнения работы. 5. Пояснения по переработке полученной информации. 6. Заключение (анализ проделанной работы)

Компьютерные симуляции Другим инновационным способом организации самостоятельной работы слушателей являются симуляции (интерактивные имитаторы реальных ситуаций), которые считаются одними из самых эффективных и современных практических учебных технологий электронного обучения.