24.09.2015

 15-17 сентября 2015 года на базе Российского университета дружбы народов (г. Москва) прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи». Организаторами были Министерство образования и науки РФ совместно с РУДН. Поддержку конференции осуществляли Ассоциация социальных педагогов Московской области (ГСГУ), кафедра социальной педагогики и весь социально-психологический факультет ГСГУ, Центр изучения социальных конфликтов и профилактики экстремизма в молодежной среде (МГОГИ), Ассоциации предприятий безопасности «Школа без опасности», Международный центр научных исследований проблем противодействия терроризму. 

 Участники антиэкстремистской конференции в РУДН

15-го сентября в рамках пленарного заседания Ассоциацию социальных педагогов Московской области «Ассоциация социальных педагогов Подмосковья» (далее АСПП) представили Председатель АСПП, заведующая кафедрой социальной педагогики ГСГУЮ канд. пед. наук, доцент, член-корреспондент МАНПО, профессор РАЕ Ерофеева М.А. и член АСПП, декан социально-психологического факультета ГСГУ, доктор псих.наук, профессор Ильичева И.М.

Свое выступление Председатель АСПП Ерофеева Мария Александровна посвятила анализу различных типов образовательной среды как факторов антиэкстремистского воспитания молодежи. Особое внимание было уделено образовательной среде кластерного типа вуза. Докладчик представила теоретические и практические наработки  по теме «Образовательная среда кластерного типа вуза как фактор антиэкстремистского воспитания».

Профессор Ильичева Ирина Михайловна выступила с докладом «Духовно-нравственные истоки экстремизма в молодежной среде», в котором раскрыла психологические механизмы и первопричины зарождения экстремистского настроя у молодых людей, мотивы такого поведения, элементы экстремистской тактики вербовки и необходимые противодействия со стороны психолого-педагогического сообщества. Особое внимание было уделено духовно-нравственному становлению и развитию личности молодого человека.

На второй день конференции 16-го сентября начались секционные заседания. Ассоциация социальных педагогов Подмосковья  организовала и провела Секцию 3 под названием  «Проблемы противодействия экстремизма и терроризма глазами социальных работников и социальных педагогов».

Эта часть заседания проходила в аудитории 413 корпуса 2 РУДН и насчитывала более двадцати участников. Большинство выступающих сопровождали свой доклад мультимедийной презентацией. Участники секции представляли следующие  города и области: Москва, Коломна, Наро-Фоминск, Орехово-Зуево, Ступино.

В работе секции принимали участие научные работки и преподаватели вузов, специалисты различных учреждений образования, студенты, воспитанники специализированных учебных заведений.

В рамках секции с интересными докладами выступили:

- Помощник Президента АСПП, канд. пед. наук Горохова И.В.;

- Секретарь АСПП, канд. психол. наук Белоус Е.Н.;

- преподаватели кафедры социальной педагогики ГСГУ и члены АСПП Велиханова Н.Ф., Филиппов М.Н, Максимова Е.П.;

- студенты различных вузов Горохова В.В., Зверев А.П., Белоус Е.Ю., Азорская М.П., Лаврова С.С., Желнакова Ю.В.;

- педагоги-психологи и социальные педагоги различных образовательных учреждений Мовчанюк Н.Е., Мухаева В.А., Куйдо К.В., Рожкова Е.Л., Полицковая Е.В.

Социальных педагогов-практиков на секции в первую очередь представила победительница конкурса «Лучший социальный педагог 2015», член АСПП социальный педагог Наро-Фоминской СОШ № 4 с углубленным изучение отдельных предметов Мовчанюк Ната Евгеньевна. Конкурс проводился в первом полугодии 2015 года Ассоциацией в рамках проекта Министерства образования Московской области «Лучший учитель-предметник».

Мовчанюк Н.Е. выступила с докладом «Антиэкстремистское и антитеррористическое воспитание как составная часть воспитательного процесса образовательной организации», который сопровождался яркой, содержательной мультимедийной презентацией.

Особое внимание и заинтересованность участники конференции проявили к двум коломенским мастер-классам. Первый мастер-класс проводила преподаватель кафедры социальной педагогики ГСГУ, канд. пед. наук  Максимова Елена Павловна. Он назывался «Арт-терапевтические методы профилактики деструктивного поведения школьников». В рамках этого мастер-класса участники рисовали в такт с движениями всего тела, метом ассоциаций  выбирали изображения кукол, подходящие пол настроение каждого из участников, комментировали свой выбор, создавали творческие работы. Основной целью такого занятия, по мнению автора-ведущего, является раскрытие глубоких позитивных переживаний участников и создание комфортной коллективной обстановки тепла и доверия, которая и создает антиэкстремистское воздействие на личность. Итоги мастер-класса были подведены в форме выставки работ участников и их краткого обсуждения.

По окончании данного мастер-класса слово для комментариев взял Ринат Яковлевич Рахматулин, ведущий научный сотрудник Института проблем детства, семьи и воспитания (г. Москва). Он отметил ценность такого подхода к проблеме, его действенность, необходимость подготовки профессиональных социально-педагогических и психологических кадров, не только владеющих данными технологиями, но способных к их вариативному использованию.  Рахматулин Р.Я. поделился аналогичным опытом работы своего вуза и экспериментальных площадок, пригласил АСПП и кафедру социальной педагогики ГСГУ к сотрудничеству и научно-практическому взаимодействию.

Первый мастер-класс проводили члены АСПП, педагоги-психологи Фатина Екатерина Александровна и Мухаева Валентина Александровна, социальный педагог службы сопровождения замещающих семей Куйдо Кира Владимировна из Непецинского детского дома-школы (Коломенский район, Московская область). Мастер-класс назывался «Формирование положительной «Я»-концепции у подрастающего поколения». Он основан на подборке игровых и манипулятивных игр-упражнений, не только увлекающих своим разнообразием, но позволяющим в легкой неосознаваемой форме раскрыть личностные особенности участников, перевести свои открытия на осознаваемый уровень. Отдельный блок мастер-класса был посвящен работе с именем человека, осознанию того, что в имени заложены и взаимоотношения в семье, в обществе, и наследие предыдущих поколений, и личностная активность обладателя этим именем. В целом основная идея мастер-класса может быть сформулирована как «Познай ближнего через самого себя».

По окончании мастер-класса стихийно возник взаимообмен опытом. Участники делились упражнениями и играми, которые можно использовать в таком виде работы с подрастающим поколением, уточняли конкретные методы и приемы педагогической деятельности, делились впечатлениями.

Новое поколение специалистов в области воспитания детей и молодежи  представляли студенты Государственного социально-гуманитарного университета (г. Коломна) и Российского государственного социального университета (г. Москва). С докладом «Антитеррористическая и антиэкстремистская деятельность глазами студентов – будущих социальных педагогов» выступил стипендиат Губернатора Московской области 2014/2015 года, студент 3-го курса отделения социальной педагогики ГСГУ Зверев Андрей.  Его старшие коллеги,  студенты 4-го курса того же отделения Азорская Мария и Желнакова Юлия  раскрыли тему насилия в семье как фактора развития экстремистского поведения среди молодежи. Студентка 1 курса психологического факультета РГСУ Горохова Владиана выступила с докладом «Профилактика виктимного поведения в студенческой среде».  Некоторые особенности экстремисткой лексики и ее формирования на русском и английском языках в докладе «Психолингвистические аспекты экстремизма» раскрыл студент 1 курса факультета иностранных языков ГСГУ Белоус Егор.

Завершило работу секции выступление воспитанников школы для глухих и слабослышащих детей, которые представили современные патриотические песни на языке жестов.

В целом заседание секции прошло в теплой, дружественной обстановке. Участники выказали высокую степень заинтересованность проблемой и методами психолого-педагогической работы. Все активно делились опытом, задавали уточняющие вопросы выступающим. Итоговым решение участников стала необходимость организации подобных мероприятий по обмену научно-практическим опытом работы социальных педагогов и психологов.

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки